– Расскажите об истории создания вашей пары.
В.К.: Прошлый сезон закончился тем, что пары, в которых мы с Ясминой выступали, распались. Но завершать свои спортивные выступления мы не планировали, поэтому начали подбирать себе новых партнеров. Поиски привели к решению попробовать создать свою пару.
– С предыдущими партнерами вы выступали в парном катании с самого начала своей спортивной карьеры. Что побудило вас расстаться?
В.К.: С Ксенией Ахантьевой начали кататься еще на юниорском этапе, неоднократно выступали в самых престижных стартах. Мы входили в тройку призеров на чемпионате РФ, мировом первенстве среди юниоров, на этапах Гран-при в этой возрастной группе. Но однажды стало понятно, что сделали все возможное. Пробовали сменить тренеров, изменить что-либо еще, однако результаты оставались на прежнем уровне. Выступления в нескольких соревнованиях среди взрослых, когда мы были по возрасту еще юниорами, показали, что перспектив для серьезного прогресса нет.
Благодарны друг другу за прошлые достижения. Этот путь на юниорском этапе был долгим и очень непростым, многое пришлось преодолевать вместе. Однако, обсудив ситуацию, пришли к общему решению расстаться. Все это происходило абсолютно спокойно.
Я.К.: С Ваней также испытываем друг к другу только самые добрые чувства. Бывший партнер был моим учителем в парном фигурном катании. Именно с ним началась моя спортивная карьера, именно он научил меня всем элементам, которыми я сейчас владею. Хотя мы катались вместе не так долго, как Валера и Ксения, у нас состоялось достаточно выступлений, которые нам приятно вспомнить. На позитивном настрое проходили все наши тренировки. Однако в определенный момент поняли, что достигли максимального результата. Свою роль сыграли и объективные обстоятельства: после того как я выросла, мы перестали подходить друг другу относительно роста. Чтобы остаться в фигурном катании, нужно было что-то менять. Расставание стало естественным следствием нашего взросления, поэтому нам оставалось только поблагодарить друг друга, сохранить теплые воспоминания.
– Трудно ли психологически расставаться с первичными и единственными партнерами, с которыми начинали свою спортивную жизнь?
Я.К.: В спорте, как в жизни: наступает время, когда ты осознаешь необходимость перемен. В этот момент не следует давать волю эмоциям, а нужно не торопясь все обдумать, прийти к общему решению. В расставании нет никакой трагедии, у каждого человека есть свои жизненные цели, все стремятся к развитию и движению вперед. В этом отношении главное четко провести границу между личной жизнью и профессией. Совсем не обязательно, что расставание с бывшим партнером влечет за собой разрыв всех связей. Вполне можно и нужно оставаться друзьями, продолжать общение.
В.К.: Полностью согласен с Ясей.
– Чем запомнились первые тренировки в новом дуэте?
В.К.: Тренировки у нас начались, несмотря на праздничный день – 23 февраля, «День защитника Отечества». Во многом благодаря этому я запомнил дату. Пришел на площадку, а моя новая партнерша, оказывается, приготовила мне не только поздравление, но и подарок. Это было очень приятно!
В тот день я еще не совсем восстановился после полученной ранее травмы. Естественно, изначально получалось далеко не все. Элементы нарабатывались постепенно, один за другим, по мере того как я обретал форму. Нельзя сказать, что этот процесс в настоящее время закончился, мы продолжаем работать.
Я.К.: Именно так и состоялось наше знакомство. Мы сразу ощутили себя на общей эмоциональной волне, стали хорошо понимать друг друга.
В.К.: Процесс адаптации все-таки имел место. У нас обоих очень эмоциональный характер. Однако разум подсказывает, что эмоциями нужно уметь управлять для достижения желаемого результата. Они приносят пользу только в том случае, когда направлены в нужное русло.
Я.К.: Причем это исключительно профессиональное направление: прокаты и прочее. Изначально все было не так просто: нужно учиться понимать друг друга. Бывало так, что говорили об одном и том же, но совершенно по-разному. Все это позади, и сейчас у нас все идет очень гладко. Мы действительно общаемся на одной волне.
В.К.: Вероятно, на первых порах сказывались прежние привычки, поскольку до этого у нас было только по одному партнеру. Приходилось приспосабливаться к тому, что в новой паре тот же самый элемент приходится выполнять несколько иначе. Ведь с Ксенией мы катались в паре ни много ни мало шесть лет.
Я.К.: У нас Ваней стаж в два раза меньше.
В.К.: Сейчас мы с Ясминой уже взрослые, хорошо понимаем свою общую цель.
Я.К.: Ссоры и обиды – это признак непрофессионализма. Недопонимание в процессе общей работы неизбежно. Главное, не нужно переводить ситуацию в межличностный конфликт. К счастью, в нашей группе подобные вещи запрещены.
– Валерий, хоть ты и петербуржец, но «Клуб Тамары Москвиной» стал для тебя новым этапом. Какие впечатления создал он у тебя?
В.К.: Результаты воспитанников этой школы фигурного катания говорят сами за себя. С фигуристами здесь работают профи высочайшего уровня. Именно поэтому я очень рад, что имею возможность тренироваться под их руководством. Мысли о том, чтобы где-то позволить себе поблажку, дать слабину, придется оставить. Здесь это просто не произойдет.
До того, как приехать в Сочи, я занимался в своем родном городе. У меня было сильное желание вернуться домой. К тому же мне было известно, насколько сильные фигуристы собрались в клубе Тамары Николаевны.
Я.К.: Тренировка в нашей группе – это постоянная работа без малейших перерывов. Нельзя давать себе отдых даже после выполнения самых сложных элементов. Ты вышел на лед – и теперь обязан отработать до последней минуты.
Это не значит, что Т. Николаевна заставляет работать именно так. Те, кто пришел в ее группу, делают это по собственному желанию, безо всякого принуждения. Просто каждый понимает, что это работа над повышением своего профессионализма. Именно осознание заставляет отрабатывать тренировку до последнего.
– Как влияет на вас соседство с такими сильными парами как Мишина и Галлямов, Бойкова и Козловский?
Я.К.: Такое соседство является хорошим стимулирующим фактором. Наблюдать за катанием тех, кто выполняет элементы лучше тебя, полезно, поскольку ты учишься и стремишься улучшить свое катание.
В.К.: Когда я пришел в группу, эти ребята только что вернулись с «Олимпийских игр» и выглядели очень уверенными. Я в то время был не в лучшей форме, потому ощущал некоторый дискомфорт. Однако сразу же появилось желание достичь того же уровня.
– Как проходит в настоящее время ваша подготовка?
В.К.: У нас уже готовы обновленные программы, поставленные Николем Морошкиным. Освоены необходимые элементы, осталось немного подкорректировать технику, откатать все программы целиком. Определенные коррективы в наше катание вносят Тамара Москвина и Артур Минчук. Подготовка к новому сезону идет полным ходом.
Я.К.: Над постановкой программ работает весь тренерский коллектив.
В.К.: На сборах, которые проходили в Сочи на протяжении месяца, очень много времени уделялось отработке элементов балетной подготовки. С нами ежедневно занимались Елена Кузьмина и Альберт Галичанин – солисты петербургского балета Бориса Эйфмана. Важно было научиться передавать характер музыки.
– В чем заключаются особенности новых программ?
В.К.: Их можно будет увидеть на контрольных прокатах в Санкт-Петербурге. В основе короткой программы лежит классическая тема. Она произвольная, построена на любовном сюжете в современной мелодической интерпретации. Это история потери любимого человека. Тем не менее финал является жизнеутверждающим, поскольку ничто не может помешать любящим быть вместе!
Я.К.: Если коротко, основная идея заключается в том, что жизнь и любовь могут быть вечными.
В.К.: Впрочем, каждый может воспринять эту историю по-своему.
Я.К.: Музыку для нее мы выбирали совместно, а композицию для короткой программы подобрала Тамара Николаевна.
В.К.: Ее выбор остановился на классическом произведении, которое использовали ранее уже многие пары. Однако у нас есть желание попробовать в этих образах выразить собственные эмоции. И я, и Ясмина очень эмоциональные люди. Именно потому эта задача не представляется нам очень сложной. Основная цель – максимально точно отработать хореографическую часть. Во взрослом фигурном катании ей придается немаловажное значение. Надеемся, что это станет изюминкой нашей программы.
Я.К.: Мы хотим продемонстрировать именно парное выступление, а не просто комбинацию технических элементов.
В.К.: Стараемся работать над всеми аспектами. У нас неплохо получаются сложные прыжки – тройные сальхов и ритбергер. Наш потенциал этим не исчерпывается.
Я.К.: В готовящихся программах внимание уделяется в основном именно этим прыжкам. Дальше, возможно, пойдут более сложные элементы.
– Ясмина, в вашей программе с Иваном ты демонстрировала тройной флип.
Я.К.: Что еще можно включить, будет видно по ходу сезона.
– Какие цели вы ставите перед собой в своем первом сезоне?
В.К.: Чтобы понять свои возможности, первоначально нужно добиться чистых прокатов. Катание на тренировках и на соревнованиях – это не одно и то же. Будем стараться показать все, на что мы способны в настоящее время.
– Влияет ли на вас политическая ситуация в мире или же нужно изначально освоиться на внутрироссийских соревнованиях?
Я.К.: Нас, как новичков, это пока что не очень затрагивает. Конечно, хочется, чтобы впереди были и международные выступления. Это несколько иной уровень. К тому же хотелось бы получить международный рейтинг.
В.К.: Ограничения, связанные с запретом на участие российских спортсменов в международных соревнованиях, накладывают свой отпечаток. Говорить о полной свободе не приходится, но есть желание продолжать.
На недавние прокаты под СПб приходило множество зрителей. Их поддержка придает дополнительные силы. Хорошо, что в это непростое время федерация фигурного катания находит возможность проводить множество соревнований.
Я.К.: Фигуристы должны соревноваться.
В.К.: Есть надежда, что в следующем году российские Гран-при пройдут во многих крупных городах при заполненных зрителями трибунах.
Я.К.: Во всем можно найти плюсы. Спортсмены пока не могут выезжать на соревнования за рубеж, зато у российских поклонников фигурного катания появляется возможность увидеть выступления ведущих фигуристов вживую, а не только по телевизору.
– Чем вы занимаетесь в свободное от фигурного катания время?
Я.К.: Я пока учусь в школе. Люблю читать литературу самых разных жанров – не только художественную, но и книги по психологии о становлении и развитии личности. Также мне нравится рисовать.
В.К.: Учусь в университете имени Лесгафта, в скором времени буду проходить практику по управлению спортивной организацией. Хожу в бассейн. На сборах занимался на курсах спортивного психолога.
Я.К.: И каждый раз пересказывал мне содержание занятий. (Смеется).
В.К.: Знания в области спортивной психологии спортсмену необходимы. Одно дело выложиться на тренировке, и совсем другое – справиться со своими эмоциями на старте.
Я.К.: А еще я очень люблю придумывать танцевальные образы, импровизируя под самую разную музыку. Подобная «зарядка» рождает ощущение свободы, происходит перезагрузка в эмоциональном и физическом плане. Возможно, когда-нибудь я стану хореографом-постановщиком.
В.К.: Весной мы занимались с танцорами из балета «Тодес», и у Яси прекрасно получалось.
– Почему же тогда ты занимаешься парным катанием?
Я.К.: Выходя на лед, я кайфую. Танцы менее увлекательны, поскольку в них нет таких элементов, как прыжки и выбросы.
– Не страшно?
Я.К.: В этом нет ничего страшного, если ты доверяешь партнеру.
В.К.: Главное – уверенность в нем на 100 процентов!